Как говорить с ребенком о безопасности?

Ответ на этот вопрос волнует многих родителей. Как говорить о безопасности так, чтобы ребенок услышал и воспринял информацию? Как сделать это так, чтобы не навредить психике ребенка? Как выбрав самый подходящий формат объяснений с учетом возраста? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

В возрасте от 0 до 3 лет основная задача родителей – удовлетворение потребностей ребенка и создание условий для нормального роста и развития. Кроме того, это контроль за активностью малыша и обеспечение его физической безопасности. Только непосредственное участие взрослых в жизнедеятельности ребенка, внимательное отношение к нему способно уберечь его от любой беды в этом возрасте. Любые разговоры о безопасности должны вестись на языке, доступном ребенку. К примеру, для шестимесячного малыша, они сводятся лишь к простым указаниям на то, что происходит здесь и сейчас: «Брось это! Кака!», «Горячо! Нельзя!». Эмоции и мимика родителя, вместе с произносимыми звуками формируют связи и закрепляются в поведении.

В случае, если Ваш малыш уже освоил навыки речи, будет полезно научить ребенка четко и внятно произносить свои имя и фамилию, адрес проживания.

В возрасте от 3 до 5 лет, ребенок начинает узнавать других людей. Идет в детский сад, где познакомится с другими детьми и воспитателями. Его мир расширяется и теперь включает в себя больше людей, ситуаций и различных жизненных обстоятельств. Пришло время поговорить с ним о том, что люди бывают родные и посторонние и что не все незнакомые люди – хорошие, добрые. Здесь действует тот же принцип: говорить на понятном языке и подкреплять доступными примерами. Примерно до 7-8 лет у детей преобладает наглядно-образное мышление. Это значит, что Ваши слова, не подкрепленные конкретными образами ребенок просто-напросто не поймет. Вы можете вспомнить примеры из детских книг и сказок, из мультфильмов, знакомых ребенку. Не стоит переносить все в реальность, рисуя пугающие картины возможного исхода встречи с Кощеем или злым великаном – достаточно объяснить, что реальные люди порой похожи на этих персонажей и родительские ограничения призваны защитить ребенка от встречи с ними.

Ребенок в этом возрасте должен иметь представление о том, что у него есть интимные части тела, прикасаться к которым другие люди могут лишь в особых случаях (таких, как осмотр у врача – полностью безопасных для ребенка). Эти зоны покрываются нижним бельем. Обозначьте их и назовите – так же, как называете остальные части тела: уши, ноги, глаза. Реальные названия могут помочь ребенку рассказать о том, что с ним происходило и кроме того, помогут прекратить возможную ситуацию, в которой происходит дискомфорт, обозначив четко и ясно, что именно в данный момент происходит.

Вы можете ввести понятие «безопасных» и «небезопасных» прикосновений и ситуаций. Общая идея заключается в том, что другой человек может трогать и видеть эти части тела только тогда, когда это нужно для обеспечения здоровья и безопасности. Правила запретов на прикосновения к этим местам действует для всех: как знакомых, так и незнакомых людей и, в том числе, членов семьи. Научите детей, что у них есть право на контроль доступа к своему телу и другие должны его уважать. То есть, если кто-то хочет поцеловать, обнять ребенка, а ему это не нравится – он может и должен сказать: «нет», «я не хочу», «мне не приятно» и т.д.

Если вместе с ребенком Вы бываете в людных, общественных местах – объясните, что нужно делать, если он вдруг потерялся. Научитесь вместе распознавать продавцов по униформе и отличительным знакам, научитесь находить кассы. В случае, если ребенок потерял из виду родителей, он может подойти к продавцам или к кассиру и громко повторять: «Я потерялся, помогите мне» - в таком случае, его отведут к информационной стойке и сделают объявление.

Возраст от 5 до 7 лет открывает для ребенка огромный пласт новой информации. Возникает множество вопросов об окружающей природе, о людях и об опасностях, которые могут возникать. Отвечайте честно, но без пугающих подробностей. Например: «Да, есть преступники. Их поведение несет вред другим людям и их пока не научились перевоспитывать. Они могут красть вещи у других и иногда убивают других людей. Однако, все-таки здоровых и добрых людей – больше. Внешне их различить очень сложно, поэтому мы с тобой и договорились, что ты не разговариваешь с незнакомыми людьми и никуда с ними не уходишь». В случае, когда незнакомый человек проявляет интерес и инициирует общение – учите ребенка привлекать к себе внимание окружающих. Дети, способные вовремя закричать и попросить о помощи – имеют отличные шансы избежать беды.

Нужно сделать одно важное замечание: для того, чтобы ребенок мог постоять за себя и сказать «нет» – он должен, порой, в общении с родителями успешно проявлять сопротивление авторитету взрослых. Конформный, согласный со всем ребенок – не сможет отбиться от угрозы в решающий момент. Иногда соглашаться с его «не хочу, не буду» - значит дать ему возможность отстоять свою позицию.

Научите свое чадо распространенным уловкам преступников, вроде: «у меня убежал котенок, помоги найти», или «я друг отца и отведу тебя к нему». Нужно четко объяснить, что забирать его/ее из садика (или школы) будет только знакомый человек, а во всех остальных случаях нужно немедленно обратиться к воспитателю (или учителю).

Правила безопасности должны обсуждаться множество раз – и тогда они станут для ребенка ориентирами, запомнятся и смогут в нужный момент уберечь от беды. Подавайте информацию спокойно, без лишних эмоций, дозировано. Проигрывайте по ролям то, что следует сделать в случае той или иной ситуации, старайтесь больше показывать на примерах, реальными действиями и в процессе игры. Интересуйтесь, что ребенок запомнил из сказанного, как понял Вас. Чаще напоминайте о том, как любите и цените его, как важна его безопасность. И, конечно, делайте все возможное для того, чтобы обеспечить ее. Настолько, насколько это зависит от Вас.

 Отделение ГБУ Республиканский ресурсный центр "Семья" в Ленинском районе ГО г. Уфы


По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений 
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей 

 8-800-347-5000

Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан

Телефон службы  поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)

с 11.00 до 20.00

Смотрите также

Горячая линия
Ребенок всё время ноет
Горячая линия
4 причины плохого поведения ребёнка. От поиска внимания до крика о помощи
Горячая линия
Общероссийская акция "Голос доверия"
Горячая линия
Новые региональные меры поддержки участников СВО и членов их семей появились в Башкортостане
Родительская грамотность
Авторитет или авторитарность?
Родительская грамотность
Конфликты со сверстниками: избегать или решать