Подростковый возраст: проблемы и противоречия
В жизни каждого человека есть периоды особо чувствительные к проблемным ситуациям. Это время, когда становится особенно важным, как человек видит ситуацию, что пытается предпринять для того, чтобы изменить ее, насколько эффективно ему это удается, и какой ценой он этого достигает.
Недаром в науке и в повседневной жизни такие периоды называются кризисами развития. Главные изменения, происходящие во время кризиса – внутренние. На первый план выдвигаются те психологические процессы, в ходе которых распадается и исчезает то, что было на предыдущей стадии. Человек отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается что-то новое.
Подростковый возраст – один из таких периодов. Он является важным этапом в жизни человека и во многом определяет последующую его судьбу. С наступлением данного возраста подростки впервые начинают задумываться о смысле жизни, о своем месте в ней, делают выбор между достижением реальной взрослости и взрослости инфантильной со множеством проблем. Это дается современным подросткам очень нелегко, так как их взросление усложняется нестабильными условиями в экономической и культурно-ценностной сферах развития общества.
Физиологически подростковый возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время очень быстрых биологических изменений. Подростки с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения как на реальных знаниях, так и на ложной информации. Их самоуважение нередко снижается. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно болезненно.
Социальная ситуация как условие развития в подростковом возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве. Подросток продолжает жить в семье, учится в школе, общаться в большей части с теми же сверстниками. Однако сама ситуация в его сознании преобразовывается в совершенно новые ценностные ориентации. У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, формирование системы представлений о себе.
Одной из форм проявления самосознания ребенка в этом возрасте является чувство взрослости. Оно выражает главным образом уровень притязаний, предвосхищающий положение, которое подросток фактически еще не достиг. Конечно, ребенку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Нуждаясь в родительской любви и заботе, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным. Новая позиция проявляется в разных сферах, но чаще всего во внешнем облике, в поведении. Ребенок болезненно реагирует на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, старается ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Избавление от родительской опеки является целью этого возраста.
Обособление от родителей осуществляется через замещение их роли в процессе социализации группой сверстников. Отныне именно сверстники являются носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса. В этот период общение между детьми настолько интенсивно, что говорят о подростковой “реакции группирования”. Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для ребенка важно иметь свою группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Подросток с одной стороны стремится быть социально ориентированным и быть “как все”, но в то же время он стремится утвердить свою уникальность и настаивает на том, чтобы его “не путали с другими “. Из-за сложного выбора ребенок нередко становится сторонником асоциального поведения, которое утверждает его в собственных глазах и заглушает чувство личного кризиса.
Подростковый период богат многими переживаниями, трудностями и кризисами. Это обогащает подростка чувствами и знаниями таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Главное, что требуется в это время от взрослых – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка.
Специалист по социальной работе отделения
ГБУ Республиканский ресурсный центр «Семья» в Орджоникидзевском районе г.Уфы
Нугаева Елена Алексеевна
По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей
8-800-347-5000
Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан
Телефон службы поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)
с 11.00 до 20.00