Эмоциональная помощь в стрессовой ситуации. «Плачь, я рядом»

В жизни каждого человека бывают тяжелые жизненные ситуации, в которых люди испытывают тяжелые эмоции и иногда не могут сдержать слез. Такого человека сразу же хочется успокоить, поговорить с ним о чем угодно, лишь бы он перестал плакать. 

Повторюсь, эмоции, которые испытывает другой человек, трудные и тяжелые, поэтому нам очень тяжело их выносить. Мы ощущаем неловкость и стеснение, когда видим плачущего человека — поэтому стараемся всеми способами как можно быстрее прекратить реакцию плача. Таким образом мы спасаем себя от эмоционального дискомфорта.

Слезы и плач - это реакция на пиковые стрессовые ситуации. И это то действие, которое не нужно с ходу прерывать. Плакать, когда больно, когда страшно — это нормально! 
Этот процесс целебный сам по себе. Любой психолог, работающий в кризисных ситуациях скажет, что не надо затыкать горюющего. Но и оставлять наедине с горем тоже не следует. Напротив, если рядом есть кто-то еще, горюющий будет чувствовать. что он не одинок. Не надо мешать плакать. Надо помочь. 

Так что же нужно говорить, когда человек плачет. А что нет? Для начала стоит обсудить чего делать не стоит: 
1.     «Все будет хорошо» - эта фраза так и норовит выскочить из уст сама по себе, и иногда мы даже не до конца задумываемся над сказанным. Ведь мы не знаем — а будет ли? Мы не можем с уверенностью сказать что для человека «хорошо»? А иногда, в особо острых ситуациях. она может прозвучать особо болезненно, ведь горевавшему может казаться. что «хорошо» уже не будет никогда. В такой момент вы можете напороться на острую агрессивную реакцию: «Тебе меня не понять! У тебя такого не было!». 
2.     Находясь с горюющим человеком, постарайтесь удержать себя от советов. Во первых, это дело неблагодарное. Дает совет один, а с последствиями жить другому. Ведь человек в состоянии горя легко внушаем и может сразу поступить так как ему об этом сказали и потом может пожалеть об этом. Не думаю, что вы захотите брать на себя такую ответственность. Поэтому от советов лучше воздержаться, как бы вам не хотелось поделиться своим опытом. 
3.     Не нужно говорить такие фразы как: «Нашел, над чем плакать!», «Бывает и хуже». Такие фразы обесценивают переживания горюющего, сводя их на нет, тем самым возникает ощущение, что его не понимают, что его чувства не важны, и человек просто закроется в себе. 
4.     «Я же тебе говорил», «Сам виноват!», «Ну и дел же ты натворил!». Да, бывает, что расстроенный человек сам виноват в содеянном, но совершенно не обязательно ему напоминать об этом. Думаю, тут все понятно. 

Как себя вести в таких случаях? 
- Не нужно бояться плача. Дайте ему состояться. Если человек вам близок, можно и даже нужно поддержать физический контакт: обнять, погладить по плечу, взять за руку. Тем самым, он будет чувствовать, что не одинок. 
- Так же важно применение техники «активного слушания». Слушайте что говорит человек, не оценивайте его. Поговорите о его, а также и своих чувствах — это лучше всего дает понять, что пострадавшего слышат и слушают, а в этом то и нуждается переживающий. 
- Когда человек расстроен, он не ждет чужой оценки, критики и советов. Он просто хочет, чтобы кто-то его выслушал. А это самое ценное для него! 
- Так что ответ на вопрос «как себя вести?» прост — будьте рядом. Поделитесь своей поддержкой, выслушайте и просто помолчите вместе. Это будет самым ценным для человека, переживающего горе.

Психолог отделения ГБУ Республиканский ресурсный центр «Семья»
в Октябрьском районе ГО г.Уфа 
Гребнев Артем Андреевич


По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений 
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей 

 8-800-347-5000

Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан

Телефон службы  поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)

с 11.00 до 20.00

Смотрите также

Творческое дело
Как создать для ребенка картонный театр? 8 советов
Горячая линия
Принимайте участие в конкурсе «Семья года»
Горячая линия
О навыках конструктивного общения в родительских чатах
Горячая линия
Как подготовиться к учебному году
Родительская грамотность
Почему важно всегда быть на стороне своего ребенка
Детский мастер-класс
Мастер-класс. Гусеничка